Ассоциация РУСЬ :: Статьи » Обзор » СУТКИ ПО КРУГУ: кто доживет до финиша?

http://veterany.ru/index.php?type=special&area=1&p=articles&id=5



СУТКИ ПО КРУГУ: кто доживет до финиша?

ГАЛЕРЕЯ ФОТОГРАФИЙ


          Проходившие в четырнадцатый раз под Парижем "24 часа Франции" (до недавнего времени - "24 часа Парижа") три года назад были включены в календарь Международной автомобильной федерации, и почти сразу же новый для себя формат гонок на выносливость отправились осваивать российские спортсмены. Прошлогодний дебют команды "Русь", выступавшей на "Ниве", оказался успешным - первое место среди серийных автомобилей с бензиновым двигателем объемом до 2 500 см3. На этот раз Межрегиональную ассоциацию социальной защиты ветеранов и сотрудников спецподразделений правоохранительных органов и спецслужб "Русь" представляли уже два экипажа.

       Ежегодно на десятикилометровой трассе шириной 20 метров, прокладываемой в департаменте Эссонн рядом с Шеванн*, на протяжении суток состязаются до 120 внедорожников и багги под управлением сменяющих друг друга 400 гонщиков (от трех до четырех на автомобиль). В соревновании, результаты которого учитываются в чемпионате Франции по внедорожным гонкам на выносливость, участвуют как профессиональные гонщики, так и пилоты-любители. Лучшие из них на глазах не менее 17 000 болельщиков за 1 440 минут проезжают порядка 1 600 километров. Это непростое испытание, ведь в засушливые годы видимость ограничивают клубы пыли, тогда как дожди превращают трассу в грязное месиво.

       В этом году климатические условия выдались почти идеальными - выпавшие накануне обильные осадки избавили организаторов от необходимости поливать кольцо из пожарных цистерн, затем густой туман окутал интригой начало гонки. Впрочем, для многих этот суточный марафон начинается задолго до административных и технических проверок в пятницу: все больше экипажей заблаговременно обустраивают отведенное им пространство в стендах, тогда как российской команде пришлось проделать неблизкий путь через Европу. В субботу, начиная с половины девятого, к свободным заездам, во время которых каждый пилот должен проехать не менее одного круга, приступили 99 допущенных до старта экипажей, в составе которых было немало опытных "дакаровцев": Рене Метж, Филипп Вамберг, Эрик Вигуру, Этьен Смулевичи, Жан-Пьер Стрюго, а также рижане Андрис Дамбис, Марис Сауканс, Игоре Скоке. Выступали латвийские гонщики на прототипе Oscar, по всем своим параметрам (трубчатое шасси) попадавшем в группу Т1А. Его непосредственными соперниками в классе 6, то есть с двигателем рабочим объемом более 5 000 см3, были два Protruck-Chevrolet.

       Моторы автомобилей российских экипажей были скромнее, тем не менее "Нива", под капотом которой технические комиссары обнаружили двухлитровый 16-клапанный двигатель мощностью 105 л.с, была зачислена в группу Т1В (прототипы, производные от серийных моделей), класс 1. Здесь же первоначально оказался и Mitsubishi (2,4 л) 1997 года выпуска, однако после того как механики смастерили требуемую по регламенту решетку радиатора с фирменной эмблемой, Pajero все же перевели в серийную группу Т2, насчитывавшую два десятка участников. Хронометрируемые заезды определили места на стартовой решетке, и "полу-позишн" занял багги с двигателем Nissan Марио Андраде. Ритм задавали оригинальные облегченные конструкции с трубчатыми шасси и моторами до 3 000 см3.

       Несмотря на выпавшие накануне обильные осадки, на скользкой трассе вперед вырвался экипаж прототипа Nissan, и после первых двух часов гонки, стартовавшей в 15 часов 40 минут, в его темпе держались серийная Toyota BJ 45 под управлением Ива Тартарена, а также багги с двигателем Porsche постоянного участника гонок на выносливость Лорана Полепи и Protruck Эрика Вигуру. Всего три круга уступала лидерам "Нива" (экипаж Игорь Садовский, Алексей Исаев, Александр Таубин и Сергей Волков). А вот на Pajero (экипаж Леонид Петров, Владимир Фролов, Алексей Линевич, штурманы Андрей Чернов и Илья Ежов) уже после первого круга лопнувший приводной ремень ГУР разбил распределитель зажигания. Ремонт не занял бы много времени, но, как выяснилось позже, нужные запчасти остались в сломавшейся еще под Берлином "Газели", исполнявшей роль "технички", не оказалось их и у соседей по стендам. Но безвыходных положений не бывает даже во Франции, где весьма проблематично приобрести столь редкую деталь субботним вечером. На помощь пришла смекалка, и склеенный из подручных средств бегунок продержался не только до конца гонки, но и весь обратный путь (не менее 3 000 км) домой.

       Не обошлось без механических проблем и у взявших слишком резвый темп фаворитов, после чего гонку возглавили Ив Тартарен, Пьер Луазо и Жан-Поль Репар. Впрочем, менее чем через час тон диктовал экипаж под стартовым номером 94: Мишель Салваторе, Тьери Шарбоиье и Филипп Вамберг. Необходимо отметить, что состояние трассы было ничуть не более сложным, чем, например, годом ранее, и все же нам еще не доводилось видеть такое количество автомобилей, задержавшихся в стендах, уже после первых трех часов гонки. Тем более странно, ведь многие французские экипажи специализируются именно на этом состязании. В поисках ответа мы обратили внимание на то, что парк сильно устарел и, за исключением разве что великолепного прототипа в кузове Navara экипажа Шеврие, Смулевичи, Винсендо, Узье, новых болидов не появилось.

       Впрочем, и прошлогодним победителям было уготовано жестокое разочарование: перегрев шестицилиндрового двигателя Nissan обернулся разрывом расширительного бачка и потерей охлаждающей жидкости. А некоторые участники потратили более полусуток на замены коробок скоростей, раздаток и сцеплений, что свидетельствует о недостаточно тщательной подготовке автомобилей.

       С закатом ситуация изменилась - один за другим сдавали позиции слишком хрупкие багги. Не менее часа потерял на ремонте рулевого управления лидировавший Рго-Pulsion Nissan (№94), и вперед вышел прототип с двигателем Mercedes (№63) Демота, Д'Анкос и Фави. Всю ночь в стендах кипела работа: здесь можно было наблюдать, как механики, уложив на бок Suzuki Jimny №56, меняли коробку передач. Под утро гонку возглавил багги Fouquet-Porsche Жан-Люка Летю, однако поломка амортизатора заставила его уступить натиску экипажа №94 и довольствоваться вторым местом, тогда как прототип в корпусе Renault Megane уже не сдавал первую позицию до самого финиша. За 24 часа 07 минут 19 секунд победители "намотали" 147 кругов со средней скоростью 76,47 км/час.

       Среди серийных автомобилей лучший результат показал экипаж Пасмар, Кюизинье, Эрве, финишировавший на Toyota KZJ тринадцатым 15 абсолюте, опередив титулованного Жан-Пьера Стрюго, по-прежнему верного Mercedes ML, выступавшего с Паскалем Томассом и Бруно Бессоном. Всего в финальную классификацию попали 66 экипажей, и, несмотря на отказы техники (среди прочего на "Ниве" пришлось менять верхнюю шаровую опору и полуось левого колеса, а потом еще одну с противоположной стороны), российские экипажи заняли, соответственно, третье и второе места в своих классах. Словом, гонка увенчалась победой упорства и взаимовыручки, но самое главное - пилоты и механики команды "Русь" приобрели опыт, полезный как для выступлений на трассах национального чемпионата по ралли-рейдам, так и на следующих "24-х часах Франции", которые состоятся 22-23 сентября 2007 года.
      
* В римскую эпоху это местечко носило название Cabanacum ("лес" по-латыни), со временем трансформировавшееся в Chevannes. Начиная с VII века деревушка Шеванн принадлежала графству Корбей, затем в X веке являлась собственностью аббатства Сен-Спир, прежде чем в 1196 году перейти во владение папы Целестина III. Позднее коммуна была присоединена к герцогству Вильруа. Даже сегодня в центре деревни можно увидеть дома, возведенные до французской революции. Во всяком случае, церковь предположительно датируется XIII веком. Более современный памятник архитектуры - акведук - был построен по декрету императора Наполеона III в 1866 году.

ГАЛЕРЕЯ ФОТОГРАФИЙ

назад